«Повсеместное применение рыбохозяйственных нормативов к сбросам сточных вод не позволяет эффективно использовать на практике другие правовые механизмы и инструменты, заложенные в природоохранном законодательстве. Помимо этого, становится невозможным переход на наилучшие доступные технологии (НДТ) и применение технологического регулирования при нормировании сточных вод крупных водопользователей».
Об этом сообщила исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова в рамках состоявшегося сегодня круглого стола в Государственной Думе на тему «О состоянии водных биологических ресурсов и среды их обитания».
По словам руководителя РАВВ, несмотря на многолетнюю критику со стороны всех водопользователей на необоснованную жёсткость требований рыбхоза он продолжает оставаться главным ориентиром государства в деятельности по охране и защите водных объектов.
При этом даже при наличии таких инструментов как «фон» водного объекта (фоновые концентрации загрязняющих веществ), категорирование водных объектов, внедрение НДТ – все они либо до конца детально не отработаны, либо ограничены в своём применении, что в итоге приводит к нормированию по эталонным на сегодняшний день рыбохозяйственным нормативам.
В результате доминирования жёстких и невыполнимых требований к сбросам сточных вод на основе нормативов ПДК рыбхоз у водопользователей отсутствует стимул к развитию своих очистных сооружений. Проще заплатить штраф и не связываться с модернизацией или новым строительством.
По мнению РАВВ наиболее сложная ситуация складывается в отрасли водоснабжения и водоотведения, которая сбрасывает более 5,5 куб. км. стоков в водные объекты. Водоканалы, ведущие свою деятельность на основе регулируемых государством тарифов, экономически не способны развивать свои системы очистки стоков с учётом жёстких рыбохозяйственных требований.
По сути, сегодня строительство очистных сооружений ведётся только с помощью бюджетной поддержки, но их дальнейшая эксплуатация становится новым бременем для водоканалов из-за «неподъёмного» для предприятия налога на имущество.
Для решения этой задачи РАВВ предлагает дать отсрочку на 5-7 лет по налогу на имущество для вновь построенных или реконструированных очистных сооружений. При этом в первый и последующие годы могла бы применяться прогрессивная шкала его начисления от 0 до 100% суммы налога через несколько лет. Таким образом нагрузка на предприятие увеличивалась бы постепенно с учётом амортизации объекта.
Помимо этого, РАВВ предложила разработать доступные для отрасли водоснабжения и водоотведения целевые бюджетные кредиты, направленные на строительство объектов, снижающих негативное воздействие на окружающую среду.
По мнению Ассоциации, такие меры могли бы поддержать водоканалы и постепенно повышать процент нормативно-очищенных сточных вод, попадающих в водные объекты.
По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в число проектов, которые смогут претендовать на финансирование государства, войдут только очистные сооружения первой категории негативного воздействия на окружающую среду – в общей сложности их 220 единиц. Поэтому география покрытия нового…
Осенью вступает в силу принятый в феврале закон, ужесточающий требования к концессионерам в сфере ЖКХ. Среди ключевых нововведений: обязательная разработка инвестпрограмм, наличие опыта эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры, обязательная банковская гарантия для участия в конкурсе и оформление…
В ближайшие пять лет на возведение новых и реконструкцию действующих сооружений планируется направить около 70 млрд. рублей, в том числе почти 24 млрд. рублей – в течение трёх лет.
Об этом говорится в письме ведомства от 04.06.2025 № 32320-ДН/04 «Об учете отрицательного объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме». В документе, в частности отмечается, что отрицательный объём коммунальных ресурсов на общедомовые…
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения при поддержке Правительства Самарской области проводит с 25 по 29 августа 2025 года в Самаре XVII Конференцию водоканалов России.