«Повсеместное применение рыбохозяйственных нормативов к сбросам сточных вод не позволяет эффективно использовать на практике другие правовые механизмы и инструменты, заложенные в природоохранном законодательстве. Помимо этого, становится невозможным переход на наилучшие доступные технологии (НДТ) и применение технологического регулирования при нормировании сточных вод крупных водопользователей».
Об этом сообщила исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова в рамках состоявшегося сегодня круглого стола в Государственной Думе на тему «О состоянии водных биологических ресурсов и среды их обитания».
По словам руководителя РАВВ, несмотря на многолетнюю критику со стороны всех водопользователей на необоснованную жёсткость требований рыбхоза он продолжает оставаться главным ориентиром государства в деятельности по охране и защите водных объектов.
При этом даже при наличии таких инструментов как «фон» водного объекта (фоновые концентрации загрязняющих веществ), категорирование водных объектов, внедрение НДТ – все они либо до конца детально не отработаны, либо ограничены в своём применении, что в итоге приводит к нормированию по эталонным на сегодняшний день рыбохозяйственным нормативам.
В результате доминирования жёстких и невыполнимых требований к сбросам сточных вод на основе нормативов ПДК рыбхоз у водопользователей отсутствует стимул к развитию своих очистных сооружений. Проще заплатить штраф и не связываться с модернизацией или новым строительством.
По мнению РАВВ наиболее сложная ситуация складывается в отрасли водоснабжения и водоотведения, которая сбрасывает более 5,5 куб. км. стоков в водные объекты. Водоканалы, ведущие свою деятельность на основе регулируемых государством тарифов, экономически не способны развивать свои системы очистки стоков с учётом жёстких рыбохозяйственных требований.
По сути, сегодня строительство очистных сооружений ведётся только с помощью бюджетной поддержки, но их дальнейшая эксплуатация становится новым бременем для водоканалов из-за «неподъёмного» для предприятия налога на имущество.
Для решения этой задачи РАВВ предлагает дать отсрочку на 5-7 лет по налогу на имущество для вновь построенных или реконструированных очистных сооружений. При этом в первый и последующие годы могла бы применяться прогрессивная шкала его начисления от 0 до 100% суммы налога через несколько лет. Таким образом нагрузка на предприятие увеличивалась бы постепенно с учётом амортизации объекта.
Помимо этого, РАВВ предложила разработать доступные для отрасли водоснабжения и водоотведения целевые бюджетные кредиты, направленные на строительство объектов, снижающих негативное воздействие на окружающую среду.
По мнению Ассоциации, такие меры могли бы поддержать водоканалы и постепенно повышать процент нормативно-очищенных сточных вод, попадающих в водные объекты.
Предложения РАВВ будут включены в итоговые рекомендации Счётной палаты Российской Федерации по улучшению инвестиционного климата в коммунальной сфере, которые формируются на основе результатов проверки хода модернизации инфраструктуры ЖКХ за счёт бюджетных средств и состоявшихся стратегических сессий…
Для решения этой проблемы предлагается внедрить шесть проектов: Прозрачный коммунальный ресурс. Он будет оценивать разумность и обоснованность инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций. Цифровая аварийно-диспетчерская служба. Тут будет вся информация по заявкам и цифровые договоры управления/поставки…
Новый координационный орган кабмина объединит под своим началом вопросы природопользования и охраны окружающей среды, развития лесного и водохозяйственного комплексов, которые ранее были закреплены за другими правительственными комиссиями.
Напомним, что Минпромторг России при участии РАВВ разработал проект бальной системы подтверждения производства водоочистного оборудования на территории Российской Федерации, которая позволит признавать его отечественным и получать ряд преференций при государственных тендерах и закупках.
Сессия состоялась сегодня в рамках программы саммита деловых кругов «Сильная Россия», который является одним из крупнейших деловых мероприятием по вопросам инфраструктурного развития страны.