Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения рассказала газете «Новые Известия» о состоянии и перспективах развития канализации в России


По словам исполнительного директора РАВВ Елены Довлатовой, система канализации в целом по стране во всех регионах находится в плачевном состоянии. Пик её строительства был в 70-е годы и, к сожалению, с той поры мало что поменялось.

Масштабно заниматься реконструкцией могут только крупные города, остальные экономически не в состоянии ничего сделать, потому что это очень капиталоемкая инфраструктура, которую невозможно построить за счет тарифа. Других источников, по сути, нет. Тариф в отрасли водоотведения бесконечно маленький, в среднем по России он составляет 27 рублей за кубометр. Это означает, что 1000 литров сточных вод (в составе которых огромное количество не только коммунальных, но и промышленных загрязнений) надо превратить в чистую воду, которая по качеству должна быть выше, чем питьевая вода из под крана. То есть 2,5 копейки за литр, чтобы превратить грязную воду в чистую. При этом рост тарифов ежегодно не превышает 4% и если прибавить к 27 рублям эти проценты, то это ровным счётом ничего не изменит. Поэтому, конечно, нужны долгосрочные государственные программы поддержки канализации.

По словам эксперта, в России есть федеральный проект «Чистая вода», направленный на повышение качества питьевой воды, такую же надо сделать и по канализации. Причем она должна длиться лет 20. Тогда мы сдвинемся с мертвой точки.

В РАВВ отмечают, что проблема сбросов сточных вод остро стоит на всех курортах, не только в Крыму или в Сочи. По закону канализация может сливаться только в водные объекты: реки, озера, ручьи, моря и т.д. Понятно, что на побережье сбросы в море сразу заметны, поэтому, кажется, проблема здесь стоит острее. Но это не так. При высоком износе канализации и отсутствии средств на её модернизацию и развитие качественная очистка сточных вод везде является проблемой. Где-то состояние очистных сооружений лучше, где-то хуже, у кого-то есть средства провести реконструкцию, а у кого-то нет. Понятно, что у крупных городов всё равно больше возможностей.  

На вопрос достаточно ли нынешних усилий властей для решения проблем с канализацией Елена Довлатова сообщила, что государство видит проблему и пытается ей заниматься – это главное. Хотя так было далеко не всегда. Сейчас внимания гораздо больше и это заметно. У нас есть 500 миллиардов льготных инфраструктурных кредитов (эти средства не только на канализацию, конечно, но регионы могу использовать их на реконструкцию и строительство очистных сооружений), есть 150 миллиардов за счёт инфраструктурных облигаций, плюс 150 миллиардов у Фонда содействия реформированию ЖКХ на соответствующие проекты. Но проблема в том, что все эти бюджетные средства надо возвращать, а в отсутствии экономики в сфере водоотведения, в том числе из-за низкого тарифа, сделать это почти невозможно. Вся канализация это убыточная отрасль, она не генерирует прибыль, в ней нет окупаемости. Только тариф, который нам надо поднимать, других вариантов нет. В Европе тариф несоизмерим с нашим – он составляет 2 евро, это совершенно другие деньги по сравнению с российскими 27 рублями. Мы используем те же материалы, то же оборудование, что и за рубежом, затраты одинаковые. Безусловно, нужно помогать тем, кто не может платить, а не делать тариф заниженным для всех категорий населения и говорить о социальном государстве. Надо идти по другому пути: делать экономически обоснованный тариф, реально повышать качество услуг и давать субсидии тем, кто в них нуждается.

По словам РАВВ, целевых бюджетных денег на канализацию, к сожалению, нет. Просто потому что и программы отдельной для решения этой масштабной проблемы нет. Исключением может быть только федеральный проект «Оздоровление Волги», но он действует только для регионов, расположенных на её берегах. Это не про всю страну. Проблема канализации вообще вопрос не федеральный, а муниципальный. К сожалению, в большинстве случаев за федеральные деньги мы исправляем только вопиющие случаи, где без вмешательства центральной власти уже не обойтись, а системная работа по реконструкции и строительству очистных сооружений ведётся на уровне местного самоуправления. При этом весь бюджет муниципалитета в разы меньше стоимости одного объёкта водоотведения. Для примера, строительство очистных сооружений для города в 100 тысяч человек обойдётся минимум от 1 до 1,5 миллиардов рублей. Откуда городу найти такие деньги, когда помимо этого надо построить детские сады, школы и сделать многое другое.     

Полная версия материала доступна здесь >> 



Новости


РАВВ прокомментировала центральным СМИ причины двухкратного повышения тарифов ЖКХ с 1 июля 2025 года

В материалах ТАСС, Интерфакс, Российской газеты, Ведомости и в эфире РБК исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова рассказала о сложившихся экономических и инфляционных факторах, которые способствуют росту тарифов в коммунальном секторе.

Подробнее


ФАС России фиксирует рост исполнения инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций

В динамике за последние несколько лет расходы на реализацию инвестиционных программ составили в 2023 г.- 293 млрд. рублей, в 2024 – 344 млрд. рублей, а в 2025 году ожидаются 548 млрд. рублей. Количество мероприятий также из года в год увеличивается: суммарно по водоснабжению и водоотведению в прошлом…

Подробнее


Минприроды России поддержало предложение РАВВ об увеличении сроков реализации программ повышения экологической эффективности и срока действия инвентаризации сточных вод водоканалов

Директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Роман Мальцев согласился с рядом предложений РАВВ по совершенствованию природоохранного законодательства, озвученных в ходе сегодняшнего круглого стола в Государственной…

Подробнее


РСПП и бизнес высоко оценили уровень и содержание экспертных дискуссий в рамках деловой программы IX Всероссийского водного конгресса

На состоявшемся вчера заседании Комитета РСПП по экологической политике обсудили результаты деятельности за первое полугодие рабочей группы по реформированию водного законодательства, которую возглавляет РАВВ. За отчётный период ключевые дискуссии по вопросам ведения рабочей группы проходили в рамках…

Подробнее


Минприроды России поддержало ряд предложений РАВВ к готовящемуся проекту изменений Методики исчисления вреда водным объектам вследствие нарушения водного законодательства

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации провело заключительное совещание с заинтересованными ФОИВ, РАВВ, РСПП, Русгидро и научным сообществом по подготовке проекта изменений в Методику исчисления размера вреда водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденную…

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>