РАВВ выступила против проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»


Документ разработан ФАС России в соответствии с поручением Президента РФ перевести жилищно-коммунальное хозяйство на эталонные тарифы. Все федеральные ведомства и отрасли, попадающие под регулирование законопроекта, выступили против. РАВВ представила свою позицию по указанному проекту.

По замечаниям Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения в законопроекте так и не появилось четко определенного предмета и объекта регулирования. В итоге решается единственная задача: унификация процедур тарифного регулирования ФАС России и наделения последнего самыми широкими полномочиями в ущерб отраслевым ведомствам, бизнесу и даже потребителям. Это неизбежно приводит к хаосу: хозяйствующие субъекты, такие как «Газпром» и «Росатом» не могут понять в какой части их деятельность попадает под нормы законопроекта.

Высокая неопределенность создается и для сферы водоснабжения и водоотведения. Например, законопроект рассматривает как объект регулирования валовую прибыль организаций ВКХ как от регулируемой, так и нерегулируемой деятельности. Каким образом и в какие сроки должны будут быть пересмотрены инвестиционные программы, концессионные соглашения после вступления в силу законопроекта, что предусматривается текущей редакцией? На каком основании регулятор будет оценивать, завышен объем товаров, услуг и работ, включаемых в НВВ и принимать решение об исключении соответствующих затрат из НВВ?

Законопроект представляет из себя творчески переработанную компиляцию норм из отраслевых законов. В итоге, отдельные сугубо отраслевые нормы (такие как, например, регуляторный контракт) распространяются на все отрасли, в то время как важные отраслевые нюансы законопроектом игнорируются (например, тариф на обработку осадка сточных вод). В законопроекте присутствует большое количество новых регуляторных идей, прописанных тезисно и создающих дополнительные предпринимательские риски. Какие последствия принесет установление единой ставки на подключение на весь субъект РФ и будут ли какие-то методы контроля против «политически» обусловленных решений регулятора? Не приведет ли норма, позволяющая регулятору устанавливать норму расчетной предпринимательской прибыли от 1 до 5 процентов, к росту коррупции и ограничению конкуренции?

Метод эталонных затрат фактически признается единственным методом тарифного регулирования. При этом ФОИВам за 3 года работы так и не удалось приблизиться к созданию какой бы то ни было адекватной модели расчета эталонных затрат. Угроза введения наспех принятых алгоритмов расчета эталонов не может не беспокоить отраслевое сообщество.

РАВВ подняла также тему создания дискриминационных условий деятельности для МУП/ГУП, оказывающих 73% услуг водоснабжения и водоотведения в стране. В законопроект попала скандальная норма о лишении компаний права иметь расчетную предпринимательскую прибыль на основании их организационно-правовой формы.

Одной из целей указа Президента РФ «О развитии конкуренции» является стимулирование инновационной активности хозяйствующих субъектов. РАВВ выступает за упрощение тарифных процедур, снятия избыточных административных барьеров для входа инвесторов на рынок водоснабжения и водоотведения. Единый тарифный закон должен был бы отражать суть президентского указа и кардинально упростить регуляторные процедуры, реализовав с помощью цифровых технологий систему регулирования «одного окна», хотя бы для небольших компаний – естественных монополий.

Учитывая актуальность темы, подробный анализ и обсуждение документа пройдут на традиционном ежегодном мероприятии РАВВ «Законодательный новый год» 11-13 декабря 2018 года



Новости


РАВВ открыла регистрацию на XVII Конференцию водоканалов России

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения при поддержке Правительства Самарской области проводит с 25 по 29 августа 2025 года в Самаре XVII Конференцию водоканалов России.

Подробнее


РАВВ совместно с отраслевыми союзами и объединениями ЖКХ просят кабмин не запрещать массовые автоматические телефонные звонки потребителям коммунальных услуг

Соответствующие ограничения вступают в силу с 1 сентября 2025 г. на основании принятых изменений в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Документ вводит ряд существенных ограничений и дополнительных условий для совершения массовых и (или) автоматических телефонных вызовов, которые не могут…

Подробнее


РАВВ прокомментировала результаты исследования Счётной палаты концессий в сфере ЖКХ

Главным выводом аудитора стал тезис о том, что концессии, несмотря на их активное применение в отрасли ЖКХ, пока не стали эффективным инструментом привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру. Такие соглашения сегодня зачастую формальны, не ориентированы на улучшение качества услуг, а реализация…

Подробнее


РАВВ: водоканалам разрешили утвердить новую или скорректировать действующую инвестпрограмму на 2025 год и пересмотреть тарифы с 1 июля 2025 года

Соответствующие изменения в Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения вступили в силу вчера 27 мая 2025 года Постановлением Правительства РФ № 732. Такой шаг позволит пересмотреть тарифы и при необходимости увеличить их выше предельных индексов платы…

Подробнее


РАВВ приняла участие в заседании Экспертного совета Фонда развития территорий

Участники заседания обсудили актуальные вопросы работы коммунальной инфраструктуры в России. Заместитель генерального директора проектного офиса Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Воронцова рассказала о необходимых регуляторных и организационных шагах для отрасли водопроводно-канализационного…

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>