Комитет Государственной Думы по энергетике провел обсуждение законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу совершенствования контроля (надзора) за деятельностью регулируемых организаций инфраструктурного комплекса», в котором приняла участие Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения.
Законопроект подготовлен Министерством экономического развития Российской Федерации в целях усиления контроля за расходованием средств регулируемыми организациями.
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения выступила против обсуждаемого законопроекта.
Документ предусматривает:
- введение практически для всех ресурсоснабжающих организаций в сферах электро-, тепло-, водо- и газоснабжения, а так же водоотведения специальных счетов, на которые подлежат зачислению полностью все средства, получаемые такими субъектами при осуществлении регулируемых видов деятельности;
- специальный счет открывается в территориальном органе Федерального казначейства в случае неисполнения регулируемой организацией инвестиционной программы в срок не позднее одного календарного месяца со дня выдачи организации предписания регулирующего органа об устранении нарушений, связанных с неисполнением инвестиционной программы по итогам отчетного периода;
- ограничение осуществление расходных операций со специальных счетов целевым назначением в соответствии с тарифными решениями;
- осуществление контроля за целевым использованием средств со специальных счетов, территориальным органом Федерального казначейства;
- ограничение свободы в принятии решений уполномоченными органами регулируемых организаций в части распоряжения прибылью, полученной при осуществлении регулируемых видов деятельности;
- тотальный контроль за осуществлением обычной финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, не устанавливая при этом четких критериев, при наличии которых инвестиционная программа будет считаться неисполненной.
По мнению специалистов РАВВ принятие данного законопроекта приведет:
- к сдерживанию развития отрасли, так как для организаций, не утвердивших инвестиционную программу, нет риска её не исполнения, а, следовательно, нет риска необходимости работы с использованием специальных счетов;
- увеличению периода расчётов с контрагентами организаций ВКХ (которые так же будут должны открыть спец. счета), задержке финансирования текущей деятельности, в том числе связанной с исполнением инвестиционной программы, как следствие, срыву сроков проведения мероприятий как по ремонтным работам, так и по строительству (реконструкции) объектов, а, возможно и к коллапсу производственно-хозяйственной деятельности организации;
- росту задолженности в отрасли и существенному снижению инвестиционной привлекательности.
В рамках проходящей в эти дни в Сочи X Всероссийской тарифной конференции ФАС России, Ассоциация выступила в рамках круглого стола по ключевым изменениям порядка и правил подключения к сетям тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Зато, по данным главы ведомства Максима Шаскольского, они нашлись в больших объёмах в электроэнергетике – 16,3 млрд рублей, теплоснабжении – 5,5 млрд рублей и обращении с ТКО – 5,3 млрд рублей. Между тем, ФАС России отметила двухкратный рост инвестиций в ЖКХ в 2025 году.
Соответствующий документ должен быть разработан Минпромторгом России совместно с Минстроем России и отраслевым экспертным сообществом по поручению вице-премьера Дмитрия Патрушева. Он позволит регионам эффективнее выбирать подрядчиков и поставщиков для строительства и модернизации очистных сооружений в рамках федерального проекта «Вода России».