Новости

По итогам Года экологии РАВВ представила обзор основных законодательных изменений в отрасли в части охраны окружающей среды и природопользования 

За 2017 год в сфере законодательства по водоподготовке, водоочистке, водопотреблению произошел ряд изменений, более всего относящихся к экологическим аспектам. Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения подвела итоги законодательных изменений в отрасли в части охраны окружающей среды и природопользования. 

С 01 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации":

  • Для минимизации негативного воздействия, установлен новый перечень веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (установлены требования к сточным водам, принимаемым (отводимым) в централизованные системы водоотведения);
  • Установлено, что декларация на очередной год подается в срок до 1 ноября предшествующего года, (ранее декларация подавалась до 1 июля). 
  • Прописаны основания для прекращения действия декларации. Такие меры можно применять для абонентов, неоднократно превышающих прописанные показатели, тем самым увеличивая плату на негативное воздействие на централизованную систему водоснабжения.
  • При разработке абонентом плана снижения сбросов, появляется возможность зачета платы за негативное воздействие в стоимость строительства локальных очистных сооружений.
  • В целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения, утверждена форма плана по обеспечению требований к составу и свойствам сточных вод.

Все прописанные нововведения способствуют снижению негативного воздействия на централизованную систему водоотведения; дают возможность контролировать абонентов по фактических загрязнениям, привлекать к административной ответственности абонентов с самовольным подключением.

Помимо этого, следует отметить не столь заметный, но весьма важный шаг для водоснабжения. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 13.07.2017 г. №97 внесены изменения в ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», устанавливающие значения ПДК диоксида хлора для питьевой воды. Данный факт позволит использовать реагенты, снижающие как химизацию, так и потенциал образование хлорорганических соединений при водоподготовке.

Однако основные новации, которые ожидают отрасль водоснабжения и водоотведения, связаны с принятием ГД РФ Федерального закона от 29.07.2017 №225 «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Отметим, что реформы, которые планируются произойти в экологическом законодательстве в период с 2017-2019 г. в целом связаны с трендом перехода на технологическое нормирование. В этой связи необходимо разработать целый ряд нормативно-правовых актов, дающих основание для использования нормирования сбросов, основанного на принципах наилучших доступных технологий (НДТ). К таким первоочередным документам следует отнести:

  • Правила отнесения централизованных систем водоотведения к централизованным системам водоотведения поселений, городских округов;
  • Порядок проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов;
  • Технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов
  • Порядок возмещения вреда, причиненного водному объекту при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты и централизованные системы водоотведения поселений, городских округов организациями, осуществляющими водоотведение, и их абонентами.
  • Критерии и порядок отнесения водного объекта (части водного объекта) к водным объектам рыбохозяйственного значения, порядок отнесения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения.

Также следует с учетом новых требований пересмотреть требования к программам контроля сточных вод (постановление Правительства РФ №525)

Другим направлением новации для водной отрасли является формирование риск-ориентированных подходов к надзорной деятельности. Внесенные Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" изменения в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) буду применяться с 01.01.2018. Сам по себе тренд представляется весьма рациональным, однако пока нет возможности оценить механизм такого похода. В любом случае, Роспотребнадзор уже сформировал Методические рекомендации МР 5.1.0116—17 «Риск - ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия». Аналогичный документ на основании письма Министерства экономического развития РФ от 18 августа 2017 года N 23308-СШ/Д09и «О применении риск - ориентированного подхода при осуществлении 7 приоритетных видов регионального контроля (надзора)» и соответствующего распоряжения Правительства РФ  от 31 января 2017 г. N 147-р. В развитие указанных положений также принято Постановление Правительства РФ от 27.07.2017 № 886 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое устанавливает новый порядок осуществления отдельных видов государственного экологического надзора — с применением риск - ориентированного подхода. Данное требование распространяется на государственный надзор с 08.08.2017 и прямо относится к процессам водоснабжения и водоотведения.

Обилие новаций, которые ожидают отрасль водоснабжения и водоотведения начиная со следующего года, заставляет самым внимательным образом отнестись к вопросу существования механизмов для реализации этих новаций. На примере перехода на технологическое нормирование представляется, что работа по подготовке нормативно-правовых подзаконных актов, которая должна быть осуществлена в 2018 году, выглядит почти авральной. А механизмы придется донастраивать практически на ходу. Видимо, похожая ситуация формируется во внедрении риск- ориентированных подходов в надзоре: не совсем понятен сам механизм и еще менее понятны условия игры и квалификация специалистов надзорных органов именно в этом направлении. Все вышеперечисленное является болевыми точками для отрасли водоснабжения и водоотведения. Но изменения в законодательстве, к сожалению, постоянны и остается работать, не смотря ни на что.

 

 

По итогам Года экологии РАВВ представила обзор основных законодательных изменений в отрасли в части охраны окружающей среды и природопользования 

 

За 2017 год в сфере законодательства по водоподготовке, водоочистке, водопотреблению произошел ряд изменений, более всего относящихся к экологическим аспектам. Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения подвела итоги законодательных изменений в отрасли в части охраны окружающей среды и природопользования. 

 

С 01 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации":

  • Для минимизации негативного воздействия, установлен новый перечень веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (установлены требования к сточным водам, принимаемым (отводимым) в централизованные системы водоотведения);
  • Установлено, что декларация на очередной год подается в срок до 1 ноября предшествующего года, (ранее декларация подавалась до 1 июля). 
  • Прописаны основания для прекращения действия декларации. Такие меры можно применять для абонентов, неоднократно превышающих прописанные показатели, тем самым увеличивая плату на негативное воздействие на централизованную систему водоснабжения.
  • При разработке абонентом плана снижения сбросов, появляется возможность зачета платы за негативное воздействие в стоимость строительства локальных очистных сооружений.
  • В целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения, утверждена форма плана по обеспечению требований к составу и свойствам сточных вод.

Все прописанные нововведения способствуют снижению негативного воздействия на централизованную систему водоотведения; дают возможность контролировать абонентов по фактических загрязнениям, привлекать к административной ответственности абонентов с самовольным подключением.

Помимо этого, следует отметить не столь заметный, но весьма важный шаг для водоснабжения. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 13.07.2017 г. №97 внесены изменения в ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», устанавливающие значения ПДК диоксида хлора для питьевой воды. Данный факт позволит использовать реагенты, снижающие как химизацию, так и потенциал образование хлорорганических соединений при водоподготовке.

Однако основные новации, которые ожидают отрасль водоснабжения и водоотведения, связаны с принятием ГД РФ Федерального закона от 29.07.2017 №225 «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Отметим, что реформы, которые планируются произойти в экологическом законодательстве в период с 2017-2019 г. в целом связаны с трендом перехода на технологическое нормирование. В этой связи необходимо разработать целый ряд нормативно-правовых актов, дающих основание для использования нормирования сбросов, основанного на принципах наилучших доступных технологий (НДТ). К таким первоочередным документам следует отнести:

    • Правила отнесения централизованных систем водоотведения к централизованным системам водоотведения поселений, городских округов;
    • Порядок проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
    • Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов;
    • Технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов
    • Порядок возмещения вреда, причиненного водному объекту при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты и централизованные системы водоотведения поселений, городских округов организациями, осуществляющими водоотведение, и их абонентами.
    • Критерии и порядок отнесения водного объекта (части водного объекта) к водным объектам рыбохозяйственного значения, порядок отнесения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения.

Также следует с учетом новых требований пересмотреть требования к программам контроля сточных вод (постановление Правительства РФ №525)

Другим направлением новации для водной отрасли является формирование риск-ориентированных подходов к надзорной деятельности. Внесенные Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" изменения в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) буду применяться с 01.01.2018. Сам по себе тренд представляется весьма рациональным, однако пока нет возможности оценить механизм такого похода. В любом случае, Роспотребнадзор уже сформировал Методические рекомендации МР 5.1.0116—17 «Риск - ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия». Аналогичный документ на основании письма Министерства экономического развития РФ от 18 августа 2017 года N 23308-СШ/Д09и «О применении риск - ориентированного подхода при осуществлении 7 приоритетных видов регионального контроля (надзора)» и соответствующего распоряжения Правительства РФ  от 31 января 2017 г. N 147-р. В развитие указанных положений также принято Постановление Правительства РФ от 27.07.2017 № 886 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое устанавливает новый порядок осуществления отдельных видов государственного экологического надзора — с применением риск - ориентированного подхода. Данное требование распространяется на государственный надзор с 08.08.2017 и прямо относится к процессам водоснабжения и водоотведения.

 Обилие новаций, которые ожидают отрасль водоснабжения и водоотведения начиная со следующего года, заставляет самым внимательным образом отнестись к вопросу существования механизмов для реализации этих новаций. На примере перехода на технологическое нормирование представляется, что работа по подготовке нормативно-правовых подзаконных актов, которая должна быть осуществлена в 2018 году, выглядит почти авральной. А механизмы придется донастраивать практически на ходу. Видимо, похожая ситуация формируется в внедрением риск- ориентированных подходов в надзоре: не совсем понятен сам механизм и еще менее понятны условия игры и квалификация специалистов надзорных органов именно в этом направлении. Все вышеперечисленное является болевыми точками для отрасли водоснабжения и водоотведения. Но изменения в законодательстве, к сожалению, постоянны и остается работать, не смотря ни на что.

 

Опубликован протокол Экологического совета РАВВ от 15 декабря 2016 года

Участники совещания поддержали инициативу РАВВ по созданию водного экологического фонда,одобрили работу по разработке региональных нормативов качества водных объектов, а также высказали заинтересованность к проведению серий «Деловых игр» по охране окружающей среды.   

Помимо этого были приняты решения по внесению изменений в некоторые подзаконные акты до 2019 года (расчет нормативов по составу, плата за превышение), в правила холодного водоснабжения и водоотведения, которые бы вернули возможность учитывать результаты отбора проб для контроля абонентов.

Отдельным блоком вопросов были вынесены проблемы разведки и разработки подземных водных источников в отсутствии ответственного государственного ведомства, проблемы изъятия водных ресурсов, а также проблемы утилизации осадка сточных вод.  

По итогам заседания члены Экологического совета РАВВ приняли решение провести «Деловую игру» по получению комплексного экологического разрешения совместно с Бюро НДТпри участии представителей Минприроды России, Росприроднадзора, Прокуратуры, РСПП.

Загрузить протокол >>

 

В план работы Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию на 2017 год внесены важные отраслевые темы

Председатель Экологического совета РАВВ и заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт сообщила о включении в план работы на весеннюю сессию 2017 года ряд отраслевых тем, предложенных профессиональным сообществом водоснабжения и водоотведения. 

  • Совещание «О практических аспектах утилизации прошедших обработку осадков сточных вод».
  • Совещание «О порядке использования нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения для нормирования сточных вод».
  • Круглый стол «О мерах государственного регулирования качества воды источников питьевого водоснабжения».

Загрузить план работы Комитета >>

 

В Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялось заседание рабочей группы по сохранению водной среды озера Байкал

Директор Департамента технической политики и экологии РАВВ Татьяна Ковыршина приняла участие в обсуждении вопросов водоотведения и очистки сточных вод в границах Байкальской природной территории и качества водной среды озера Байкал. В своем выступлении эксперт отметила важность решения указанной проблемы в рамках действующего экологического законодательства на основе концепции НДТ.

По словам Татьяны Ковыршиной, несмотря на несовершенство действующей нормативной правовой базы в области экологии и охраны окружающей среды, в ней, с принятием 219-ФЗ, созданы условия для эффективного решения проблемы по защите водных объектов от антропогенных загрязнений. В случае с озером Байкал ключевой проблемой является загрязнение сточными водами. Необходимо, не дожидаясь 2019 года, уже сейчас использовать концепцию перехода водопользователей Байкальского бассейна на технологические нормативы на основе внедрения наилучших доступных технологий очистки сточных вод коммунальных и промышленных предприятий. Это позволит значительно снизить антропогенную нагрузку на уникальный водный объект, в бассейне которого большинство населенных пунктов вообще не имеют очистных сооружений, а имеющиеся сооружения находятся в плачевном состоянии. Важно уже сегодня получить опыт внедрения и использования НДТ, чтобы к моменту обязательного перехода на технологические нормативы не было никаких противоречий. И здесь не обойтись без государственной поддержки. Необходимо обеспечить первоочередное государственное финансирование строительства и реконструкции очистных сооружений городов и населенных пунктов, расположенных в бассейне озера Байкал.    

Заседание рабочей группы проводится во исполнение решения, принятого 31 августа 2016 года на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам в части улучшения экологической ситуации озера Байкал и развития Байкальской природной территории, а также в соответствии с посланием Президента Российской Федерации В.В. Путина Правительству Российской Федерации по разработке приоритетного проекта по сохранению и развитию уникального природного объекта – озера Байкал.       

 

Роспотребнадзор упростил процедуру регистрации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

В Росприроднадзоре состоялось совещание по вопросу ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС), под председательством Начальник Управления государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора Оводкова Михаила Владимировича.

На заседании было заявлено, что по состоянию на 28.11.2016 всего зарегистрировано, в том числе и на бумажных носителях, 4500 объектов НВОС из 80 тыс. таких объектов.

С 1 декабря 2016 г. вводится в эксплуатацию государственная информационная система государственного учета объектов НВОС и теперь все информация для регистрации будет приниматься только в электронному виде с электронной подписью. 
Регистрация должна быть закончена до конца 2016 г.

Руководителям предприятий рекомендуется взять под личный контроль эту работу и попытаться завершить ее на подведомственных предприятиях в указанный срок. За невыполнение данной задачи предусмотрено административное наказание.

Загрузить Постановление Правительства 1029 >>

Загрузить Постановление Правительства 572 >>

Загрузить Постановление Правительства 903 >>

Загрузить приказ Минприроды России 756 >>

Загрузить приказ Минприроды России 554 >>

Загрузить приказ Минприроды России 553 >>

Загрузить выдержку из №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» >>

 

Опубликован план работ Экологического совета  

Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения представляет план работыЭкологического совета на 2017 год, который включает в себя список основных направлений деятельности и мероприятий профильного органа РАВВ.

 

Опубликован состав Экологического совета

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения представляет состав Экологического совета, в которой входят 27 представителей профильных департаментов предприятий водопроводно-канализационного хозяйства.

 

 

 

Прямая речь

«При принятии законодательных инициатив в сфере природопользования требуется анализировать возможные экологические потери».

Ирина Гехт, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, председатель Экологического совета Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения