РАВВ о последствиях изменений, внесенных Минприродой России в Методику разработки нормативов допустимых сбросов


С 1 сентября 2022 года вступают в силу изменения, внесенные в Методику разработки нормативов допустимых сбросов приказом Минприроды России от 18.05.2022 N 343. Руководитель экологического департамента РАВВ Кирилл Ануфриев о плюсах, минусах и последствиях, которые наступят для водопользователей уже на этой неделе.

  • Провальная концепция недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, закрепленная Водным кодексом Российской Федерации, более не будет камнем преткновения при расчетах НДС. Из методики изымают пункты 18-20 и теперь исключены ситуации, когда допустимые к сбросу концентрации могли составлять доли рыбохозяйственных предельно допустимых концентраций (ПДК). Из этого следовало, что сточные воды в ряде случаев, требовалось доводить по чистоте до уровня дистиллированной воды. При больших объемах сброса это технически невыполнимая задача. Проблемой было также собрать исходные данные для таких расчетов, так как не было ни регламентов, ни реестров, откуда можно получить информацию для применения формул. Также это требование было абсурдным с точки зрения принципа допустимости воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

 

  • Не решена основная проблема: сам принцип непревышения совокупного воздействия хозяйствующих субъектов и его реализация не выдерживает никакой критики. Норматив имеет конечный размер, кто будет решать, кому и какая часть от него положена? Основания для величины нормативов непрозрачны и неочевидны, а утверждены нормативы в 2013-1015 годах руководителем Росводресурсов без издания приказа. Не вполне понятно, получено ли на них заключение государственной экологической экспертизы и вполне понятно, что никаких обсуждений с общественностью и бизнес-сообществом при утверждении не предпринималось. При этом, в настоящее время заявки на получение комплексных экологических разрешений рассматриваются в том числе Росводресурсами на предмет превышения размеров НДС над нормативами допустимого воздействия на водные объекты. Делается это по необъяснимым причинам с учетом данных всех водопользователей на рассматриваемом участке водного объекта за прошлый год. То есть, в прошлом году некто сбросил на том же участке водного объекта загрязняющих веществ больше, чем позволяют утвержденные нормативы допустимых воздействий, значит в этом году вам комплексное разрешение не положено. Абсурдность данного подхода подтвердил суд при разрешении одной из спорных ситуаций (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.06.2022 N Ф04-2072/2022 по делу N А27-10907/2021). Данная проблема частично решается Постановлением Правительства РФ от 04.08.2022 N 1386, которое с 01.03.2023 исключает из перечня органов, рассматривающих заявки на КЭР, Росводресурсы. Всё это лишь полумеры, сигнализирующие, что принципы нормирования сточных вод, заложенные в Водном кодексе, требуют корректировки, о чем, несомненно, есть понимание у регулятора (раз уж он выкорчевывает нормативы допустимых воздействий из подзаконных актов).

 

  • Остаются в силе положения водного Водного кодекса (ст. 35,56,60), согласно которым сброс сточных вод в водные объект с превышением нормативов допустимого воздействия ЗАПРЕЩЁН. Без вариантов и шансов на реабилитацию. Иногда даже право пользования водным объектом не предоставляется. Напомним, что по Закону № 7-ФЗ, если превышается, например, НДС, то предусмотрена разработка мероприятий по снижению массы сбросов и выдача временно разрешенных сбросов. Разработана система поощрения и наказания. Но Водный кодекс таких поблажек не даёт, там своя система нормирования – дублирующая Закон 7-ФЗ, но в более жесткой форме и с абсолютно непрозрачным способом реализации. Таким образом, первый шаг в сторону исправления несогласованности Водного кодекса и природоохранного законодательства вроде бы сделан, но весьма робкий. Так что же делать с этой ситуацией? Голос разума подсказывает: необходимо изменять сам Водный кодекс, оставив нормирование сбросов в полном объеме Закону № 7-ФЗ.

 

Помимо этого, изменения в Методику заменяют существующий подход, основанный на расчетных значениях концентраций, подходом, основанным на фактических значениях. Если фактически водопользователь сбрасывает меньше, чем по расчету, то устанавливается потолок допустимой к сбросу концентрации на уровне фактического значения, умноженного на коэффициент «1,3». Таким образом, законодатель ограничивает возможность сброса сточных вод в водный объект сверх необходимого (ведь все что сбрасывается в водный объект в рамках расчетных значений по определению обеспечивает соблюдение ПДК в контрольном створе!). Новый подход представляется сомнительным:

  • У всех водопользователей, ранее применявших разбавление в расчетах, значительно сократятся величины нормативов допустимых сбросов. Ранее изменчивость концентраций и объемов сточных вод могла изменяться в диапазоне (что не вредило окружающей среде, ведь сброс был в пределах расчетных значений), то теперь изменения состава и/или объема стоков будут чаще наказываться (как административно, так и через плату за НВОС и начисление вреда) несмотря на то, что сбросы в пределах расчетных значений даже гипотетически не несут вреда для водного объекта.

 

  • С ужесточением нормативов для объектов водоканалов, будут пересчитаны в сторону ужесточения и нормативы состава сточных вод абонентов. Последует рост случаев превышений нормативов и рост платы за превышение со стороны промышленных абонентов.

 

  • Законодатель не объясняет выбор величины коэффициента «1,3». Почему не 1,5 или 1,7?

 

  • При введении нового порядка расчетов нарушен ряд принципов, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Нарушается принцип законности – старый порядок расчета и так соответствовал целям охраны окружающей среды, а новый порядок лишь избыточно ужесточает подход. Нарушается принцип обоснованности обязательных требований – прежний подход исключал риск причинения вреда окружающей среде – при соблюдении расчетных значений соблюдались и ПДК в водном объекте. Не ясно, какой риск устраняет новое обязательное требование. Введение более жестких требований должно основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного окружающей среде вреда (ущерба). Необходимые для анализа данные ещё просто не успели образоваться и не были представлены при формировании текста изменений. Не соблюдается принцип правовой определенности и системности: установление норматива исходя из фактических значений не учитывает фоновое состояние водного объекта, не основано на ПДК, т.е. противоречит требованиям Закона № 7-ФЗ. Также, при применении нового подхода в ряде случаев возможно установление величины норматива выше расчетного значения! То есть при фактической концентрации в диапазоне от 0,77-0,99 от расчетного значения НДС, норматив будет установлен ВЫШЕ значения расчетного норматива (0,77*1,3 = 1,001). В этом случае сброс в пределах норматива будет обеспечивать превышение ПДК в водном объекте.

 

  • Основные принципы расчета НДС меняют в период, когда объекты I категории готовятся к получению комплексных заключений. Хозяйствующие субъекты уже подготовили расчеты НДС и согласовали их с Роспотребнадзором, теперь эту работу придется переделывать (естественно, за свой счет). Теперь для всех водопользователей подход к определению норматива будет разный (в отличие от прежнего – единого). Если качество сточных вод превышает расчетное значение, то водопользователю разрешается сброс на уровне расчетного значения. А если поступают доли от расчетных значений, то диапазон возможных изменений концентраций значительно ограничивают относительно расчетных значений - требования жестче в отношении тех, кто и так не вредит окружающей среде.


Новости


ФАС России подготовила большой проект поправок в Основы ценообразования, условия изменения концессионных соглашений и инвестпрограмм в сфере водоснабжения и водоотведения

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения собрала ключевые изменения и правки, разработанного Федеральной антимонопольной службы документа.

Подробнее


Минстрой России поддержал предложение РАВВ и других отраслевых ассоциаций о приостановке требования по уведомлению должников о взыскании с них в судебном порядке неплатежей за услуги ЖКХ

Соответствующая норма начала действовать с сентября текущего года на основе ранее внесённых изменений в статью 124 Гражданского процессуального кодекса РФ. Согласно принятым изменениям к заявлению о вынесении судебного приказа необходимо прикладывать уведомление о вручении взыскателем должнику копии…

Подробнее


РАВВ выступает за продление на год водоканалам всей разрешительной документации в области природопользования

В рамках проекта готовящихся изменений Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации" Ассоциация предложила включить три ключевых пункта:

Подробнее


РАВВ направила в кабмин предложения по изменению проекта правил предоставления субсидий из федерального бюджета на модернизацию коммунальной инфраструктуры

По мнению Ассоциации, в подготовленном Минстроем России документе содержится ряд невыполнимых и нецелесообразных требований к субъектам РФ, которые существенно ограничивают возможность получения регионами федеральных субсидий на обновление сетей и объектов ЖКХ.

Подробнее


Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на модернизацию коммунальной инфраструктуры изменятся

Соответствующие изменения подготовил Минстрой России. Проектом документа вводится ряд целевых критериев и обязательных условий для регионов, на основе которых будут выделяться средства на обновление сетей и объектов ЖКХ.

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>