Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения была изучена проблема связанная с наличием отказов территориальных органов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее по тексту – Росгидромет) в согласовании организациям водопроводно-канализационного хозяйства нормативов допустимых сбросов (далее по тексту – НДС) по причине представления в составе проектов НДС данных о качестве воды в контрольном створе, полученных аккредитованной лабораторией, не имеющей лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и сформирована следующая позиция.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 333 от 17.12.2007 г. утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (далее по тексту – Методика), а приказом № 246 от 02.06.2014 г. - Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее по тексту – Административный регламент).
В соответствии с п. 14.1 Методики проект НДС должен содержать следующую информацию о водном объекте:
- гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных вод по информации, полученной в соответствии с п. 11 Методики;
- данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (далее по тексту - данные о качестве воды в контрольном створе);
- данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС, по информации, полученной в соответствии с п. 11 Методики.
Пунктом 11 Методики предусмотрено, что исходная информация для разработки проекта НДС может быть получена в территориальных органах Росгидромета или принята по данным организаций, имеющих лицензию на выполнение работ, связанных с получением требуемых данных.
Аналогичные требования к информации о водном объекте установлены в п. 9 Административного регламента, содержащем исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Из буквального прочтения пп. 14.1 Методики и 9 Административного регламента следует, что сведениями, которые должны быть получены в территориальных органах Росгидромета или приняты по данным организаций, имеющих лицензию, являются гидрологическая характеристика и данные о фоновых концентрациях.
В части данных о качестве воды в контрольном створе установлено требование о предоставлении результатов, полученных аккредитованной лабораторией; на необходимость наличия у данной лаборатории лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии не указывается.
В п. 12.2 Административного регламента установлено, что основанием для отказа в утверждении НДС является несоответствие проекта положениям Методики и (или) мотивированный отказ в согласовании проекта НДС от одного или нескольких согласующих уполномоченных органов исполнительной власти.
При этом оснований для отказа уполномоченным органом исполнительной власти в согласовании проекта НДС ни Административным регламентом, ни Методикой не установлено.
Причины, являющиеся основанием для несогласования проекта НДС, приведены в п. 6 руководящего документа РД 52.24.689-2015, устанавливающего порядок рассмотрения и согласования проектов НДС территориальными органами Росгидромета. Среди них две причины, связаны с отсутствием у организации, предоставившей сведения, лицензии:
- для расчета разбавления сточных вод использованы гидрологические характеристики водного объекта, полученные организацией, не имеющей лицензии Росгидромета на проведение гидрологических наблюдений;
- для установления НДС использованы результаты гидрохимических наблюдений, выполненных химической лабораторией, не имеющей лицензии Росгидромета на проведение мониторинга качества поверхностных вод суши.
Обратившиеся в Российскую ассоциацию водоснабжения и водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства осуществляют сброс сточных вод в границах населенных пунктов.
Согласно п. 8 Методики при сбросе сточных вод в границе населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения требований к качеству воды в водном объекте в местах сброса сточных вод, установленных для видов водопользования, осуществляемых на водном объекте, к самим сточным водам независимо от типа выпуска сточных вод. При этом, согласно п. 12, если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс.
В соответствии с этим для сброса сточных вод в границе населенного пункта НДС будет устанавливаться на уровне требований к качеству воды в водном объекте (например - на уровне нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения) или на уровне более низких значений фактического сброса, а данные о качестве воды в контрольном створе для установления НДС не используются.
Контроль фактического сброса должен осуществляться аккредитованной лабораторией, при этом деятельность по осуществлению контроля фактического сброса не подлежит лицензированию в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В связи с вышеуказанным Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения считает необоснованными и неправомерными отказы территориальных органов Росгидромета в согласовании организациям водопроводно-канализационного хозяйства проектов НДС для выпусков сточных вод в границах населенных пунктов по причине отсутствия у аккредитованных лабораторий, представивших данные о качестве воды в контрольном створе, лицензий на осуществление деятельности в области гидрометеорологии в случаях, когда используются гидрологическая характеристика и данные о фоновых концентрациях, представленные Росгидрометом, а контроль фактического сброса осуществляется аккредитованными лабораториями.
В целях подтверждения данной позиции Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения обратилась в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, и Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды за соответствующими разъяснениями.
В письме № 12-44/24288 от 14.09.2016 г. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Федеральным агентством водных ресурсов и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды подтвердили обозначенную позицию.
Прикладываем упомянутые запрос и ответ для использования в работе при разработке и утверждению НДС в водные объекты.
Загрузить письмо-запрос РАВВ в Минприроды России >>
Загрузить письмо-ответ Минприроды России в адрес РАВВ >>