РАВВ

В Госдуме состоялось обсуждение вопросов влияния деятельности предприятий коммунального и промышленного комплексов на водные объекты


Подкомитет по водным ресурсам Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии совместно с РАВВ провел заседание по теме «Влияние деятельности предприятий коммунального и промышленного комплексов на водные объекты. Государственная политика в области нормирования сточных вод».

В мероприятии приняли участие представители федеральных органов власти, организаций водохозяйственного комплекса России, частных операторов, промышленного, научного и бизнес сообщества, экспертных организаций.  

Участники заседания отметили:

  1. Государственные и рыночные инструменты регулирования в области охраны окружающей среды развиты недостаточно. Сдерживающим фактором для внедрения инноваций в области технологии очистки коммунально-бытовых и промышленных сточных вод долгие годы является устоявшаяся система нормирования ПДК загрязняющих веществ в сточных водах, представляющая собой набор избыточных невыполнимых требований к сбросу загрязняющих веществ, а также административных барьеров, при получении разрешительной документации.

В настоящее время в Российской Федерации установлены два вида нормативов качества воды в водоемах:

  • для водоемов питьевого и культурно-бытового водопользования;
  • для водоемов, используемых в рыбохозяйственных целях.

Для нормирования сточных вод при их сбросе в водные объекты, практически повсеместно, применяются рыбохозяйственные нормативы, вне зависимости от фактического назначения водного объекта, его состояния и способности к процессам самоочищения. Такая практика сложилась в связи с неоднозначным толкованием правовых норм природоохранными ведомствами  и отраслевыми министерствами.

2. В соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», к водным объектам рыбохозяйственного назначения относятся водные объекты, которые «используются или могут быть использованы» для рыболовства. На практике для рыболовства используются единичные объекты, но тезис «могут быть» позволяет относить все водные объекты на территории страны к категории рыбохозяйственных. В то же время, Методики отнесения водных объектов к категории рыбохозяйственных не разработано по настоящее время. Государственный реестр рыбохозяйственных водоемов не ведется.

3. Применяемые в настоящее время технологии очистки городских сточных вод  не позволяют очищать их до нормативов рыбохозяйственных водоемов. При современном уровне технического развития достижение этих нормативов по большинству показателей одновременно не представляется возможным. Нормы сброса для водоканалов и других водопользователей в рыбохозяйственные водоемы рассчитываются по нескольким десяткам веществ и плата за сброс осуществляется по всем этим показателям.

Применение рыбохозяйственных нормативов для нормирования сбросов сточных вод привело к следующему:

  • Разработка проектов нормативов допустимых сбросов (НДС) для водопользователей носит формальный характер и не учитывает особенности водного объекта, в том числе фоновые показатели воды. Затраты на разработку проектов НДС для всех организаций, осуществляющих водоотведение, являются избыточными и экономически не обоснованными.
  • НДС на уровне ПДК рыбхоза являются для организаций, осуществляющих водоотведение, инженерно недостижимыми даже при внедрении самых современных технологий и делают бессмысленными попытки хозяйствующих субъектов их достижения.

Как следствие, затраты организаций, осуществляющих водоотведение, на строительство и модернизацию очистных сооружений, учитываемые в тарифах, являются неоправданными, не окупаемыми, избыточными и экономически необоснованными, поскольку даже после строительства, реконструкции (модернизации) очистных сооружений организации, осуществляющие водоотведение, продолжают вносить плату за сверхнормативные сбросы и нести ответственность за вред, причиненный водному объекту. При существующей системе присоединения к сетям централизованной системы водоснабжения и водоотведения и действующем порядке нормирования и оплаты за негативное воздействие на окружающую среду, у абонентов отсутствует стимул к снижению концентраций загрязняющих веществ в сточных водах. Учитывая тот факт, что водоканалы не производят загрязняющие вещества, а получают их от абонентов со сточными водами, как бы они ни старались внедрять инновации и совершенствовать технологии очистки, положительный  результат не может быть гарантирован, а затраты оправданы.  

С 2015 года ведется активная работа над поправками в Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее Правила ХВиВ) в целях снижения финансовой нагрузки на абонентов - промышленные предприятия при осуществлении расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Предполагалось, что вносимые изменения будут направлены на совершенствование порядка взимания платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения (далее ЦСВ), расширение возможностей для инвестиций в модернизацию коммунальных очистных сооружений наряду со строительством локальных очистных сооружений, уточнения процедуры декларирования состава и свойств сточных вод и уточнение порядка расчетов платежей. Кроме того, предусматривалось смягчение требований к составу сточных вод абонентов с целью гармонизации нормативно-правовых и методических документов.

Совместная работа всех заинтересованных сторон во главе с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, Министерства экономического развития РФ и Министерстваа природных ресурсов и экологии РФ должна привести к наиболее сбалансированному варианту поправок в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и Правила холодного водоснабжения и водоотведения, не снижая статус организаций ВКХ и не ставя под угрозу надежность и бесперебойность обеспечения населения питьевой водой и услугой водоотведения.

4. Несмотря на то, что Правительством Российской Федерации разработаны конкретные меры по стимулированию перехода российской экономики на инновационные и современные принципы развития, а Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает методы экономического стимулирования при переходе промышленности Российской Федерации на наилучшие доступные технологии, до настоящего времени отсутствуют конкретные механизмы по эффективному привлечению инвестиций с целью внедрения природоохранных технологий в реальные сектора экономики Российской Федерации, основанные на принципах экологической безопасности и эффективности.

В условиях экономической турбулентности принципы стимулирования снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для предприятий – водопользователей, должны иметь комплексный системный подход к решению этих проблем.

5.  В настоящее время ведется активная работа по подготовке проекта федерального закона № 386179-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» ко второму чтению в Государственной Думе. Проект направлен на систематизацию работы организаций отрасли ВКХ  с учетом включения их в систему охраны природы и урегулирование вопросов их взаимодействия с абонентами. Целью законопроекта является формирование законодательных механизмов для стабилизации и дальнейшего развития отрасли.  

Основные положения законопроекта касаются следующих важных экологических направлений деятельности отрасли:

Нормирование организаций ВКХ.

Технологические показатели на основе внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) устанавливаются только крупным водоканалам, отнесенным к  I категории в соответствии с 219-ФЗ (сброс более 20 тыс. куб. м. в сутки). Необходимо распространить технологическое нормирование  и для остальных организаций ВКХ, отнесенных ко  II категории предприятий природопользователей.

Водоканалы должны нести полную ответственность только за сброс веществ, для очистки от которых они предназначены.В соответствии со Справочником НДТ (утвержден в декабре 2015 г.) к показателям НДТ относится ограниченный перечень веществ: азот, фосфор, БПК, ХПК, взвешенные вещества и микроорганизмы.

По остальным показателям – как для I, так и II категории Водоканалов  устанавливаются нормативы допустимых сбросов (НДС), исключительно в целях расчета нормативов для абонентов. Достижение НДС для Водоканалов не может являться обязательным, так как их очистные сооружения не предназначены для очистки от веществ, не относящихся к показателям НДТ.

Плата организаций ВКХ в бюджет.

При сбросе веществ, относящихся к показателям НДТ,  плата вносится в соответствии с установленным порядком платы. По остальным показателям плата вносится с коэффициентом 1 (без повышающих штрафных коэффициентов 25 и 100), независимо от концентрации, так как эти вещества не могут быть очищены Водоканалами, штрафные санкции к Водоканалам не применяются.

Возмещение ущерба водным объектам.

По показателям НДТ – организации ВКХ осуществляют возмещение ущерба в полном объеме в соответствии с установленным порядком. По остальным показателям – Водоканал освобождается от обязанности по возмещению вреда, если он доказал, что совершил все предусмотренные действия по контролю абонентов и представил в Росприроднадзор сведения об абонентах-нарушителях. В этом случае вред возмещается такими абонентами.

Если Водоканал совершил все предусмотренные действия, но виновный абонент (иное лицо) не найдены, вред не возмещается (риски несет собственник водных объектов - государство).   В этой связи можно было бы рассмотреть модель обязательного экологического страхования рисков предприятий водопользователей, связанных с аварийными сбросами сточных вод и нанесением ущерба водному объекту. Для введения обязательного экологического страхования в нашей стране необходимо определить степень возмещения ущерба, нанесенного сбросом в водный объект загрязнений и расходов по его очистке и восстановлению.

Введение в Российской Федерации обязательного экологического страхования может быть обеспечено принятием соответствующего закона, определяющего механизм осуществления данного вида страхования и порядок образования и функционирования государственного экологического страхового фонда.

7. Нельзя не отметить что подход к вопросам нормирования, установление технологически достижимых требований к сточным водам водоканалов могли бы дать стимул отрасли к интенсивному строительству новых, реконструкции и модернизации старых очистных сооружений с внедрением современных наилучших достижений науки в области коммунальной очистки сточных вод.

Одним из возможных путей развития может быть адресное аккумулирование бюджетных средств (по аналогии с экологическими фондами), поступающих от водоканалов в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду и штрафов за нанесение ущерба водным объектам в виде, например, специально созданных внебюджетных экологических водных фондов.

Главной целью создания внебюджетных экологических водных фондов - формирование автономного, независимого от госбюджета источника гарантированной поддержки водоохранной деятельности организаций водпроводно-канализационного хозяйства России. При этом средства экологических водных фондов должны не подменять, а дополнять бюджетные средства и средства, выделяемые на эти цели предприятиям ВКХ.

Таким образом, в условиях экономической нестабильности, высокой инфляции и сокращения объема финансирования природоохранных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней, очевидна положительная роль восстановления экологических (водных) фондов, как источников дополнительных средств на модернизацию инфраструктуры ВКХ и повышение стабильности работы профильных предприятий.

По итогам заседания и обсуждения будут подготовлены рекомендации подкомитета по водным ресурсам Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. 



Новости


Высшая школа экономики при поддержке и участии РАВВ запускает программу дополнительного профессионального образования по развитию ливневой канализации

Новый онлайн-курс обучения направлен на изучение технических принципов, требований и подходов к организации систем водоотведения поверхностных вод, а также моделям финансирования, управления и развития ливневой канализации.

Подробнее


Росприроднадзор проверит все очистные сооружения, построенные за пять лет реализации федпроекта по оздоровлению Волги, на предмет их соответствия природоохранным требованиям

Поводом для внеплановой проверки стали неудовлетворительные результаты мониторинга Минприроды России качества работы, сроков введения в эксплуатацию и получения государственной экологической экспертизы 40 сооружений.

Подробнее


Кабмин предоставит почти 11 млрд. рублей Республики Коми на решение проблем с водоснабжением и водоотведения

На эти средства в период с 2024 по 2028 гг. будет построена станция водоподготовки на главных водозаборных сооружениях, проведена реконструкция водопроводной сети, гидротехнических сооружений и берегоукрепительных дамб, а также всего водохозяйственного комплекса Усинского водовода, снабжающего питьевой…

Подробнее


В рамках VIII Всероссийского водного конгресса состоится первая российско-китайская конференция по деловому сотрудничеству в водной сфере

На состоявшихся сегодня в Китае переговорах делегаций из России и КНР по обмену опытом в области развития водопроводно-канализационного хозяйства, которые проходят в рамках официального визита Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения в Шанхай, стороны договорились провести 18 июня 2024 года…

Подробнее


РАВВ приняла участие в торжественной церемонии открытия выставки членов китайской ассоциации водоснабжения и водоотведения China Urban Water Association

Российская делегация водоканалов познакомилась с отраслевыми технологиями и оборудованием коллег из КНР. Площадь экспозиции 35 000 кв. м., более 6000 посетителей, более 400 экспонентов.

Подробнее


Архив новостей Ассоциации >>